Электронная газета. Выходит не реже 1 раза в месяц.          Февраль 2014г.          № 58

 

ПОЧЕМУ МОНАРХИЯ - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ СТАИ ОБЕЗЬЯН?

Стр. 58.32      

ПОЧЕМУ МОНАРХИЯ - ЭТО ОРГАНИЗАЦИЯ СТАИ ОБЕЗЬЯН?

Подобные приемы, вожди тоталитарных держав, власть прочна, вечна, верноподданнические чувства, везде сверлят глаза великого Отца народов, каменный плевок в лицо, низвержение памятника, унижение тирана, идолы Перуна, эйфория толпы, полное разочарование, технология авторитарной власти, иллюзия, власть всесильна, вездесуща, несокрушима, вечна

4.9. Этологический смысл самовознесения владык на пьедестал и выше

И в наш век подобными приемами пользовались для укрепления своей власти вожди тоталитарных держав. С помощью статуй, архитектурных сооружений и портретов народу внушали, что навязанная ему власть прочна, вечна и несокрушима как гранит. Ведь, действительно, рядом с высоченным скульптурным изображением земного бога-владыки любой, даже самый рослый мужчина невольно ощущал себя жалким муравьишкой.

Еще раз напомним простую этологическую формулу: выше = сильнее. Громадный муляж властителя во все века вбивал в голову «маленького» человека верноподданнические чувства, которые никоим образом не смог бы возбудить сам оригинал, часто к тому же еще, весьма плюгавенький:
Ведь я червяк в сравненьи с ним,
С его сиятельством самим…
Любой, кто жил во времена «культа», помнит: в какое учреждение ни зайдешь, везде сверлят тебя с высоко висящего портрета глаза великого Отца народов. Вышел на улицу, опять он, где в граните, гипсе, бронзе, а где и на грандиозной, во всю стену, мозаике и снова -портреты, портреты, портреты… Околеть можно было.
Сына забрали и мать больная.
В комнате сумеречно, темно.
Сегодня праздник: Первое мая.
Вождем заслонили ее окно.
(И . Бродский)

Конечно, и в былые века монументы властителей, конных и пеших, то и дело возбуждали в людях подсознательное чувство не только страха, но и протеста. Об этом ведь, по сути дела, и в пушкинском «Медном всаднике»: жалкие слова несчастного Евгения: «Ужо тебе…» и страшное его видение — грохот бронзовых копыт за спиной….
А в том коне такой огонь,
Такая сила в нем сокрыта.
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Нечего говорить, современные монументы вождей — не ровня бессмертному произведению Фальконе. В. Р. Дольник обозвал их «каменными плевками в лицо». Этим он объясняет то, что после августа 1991 года многим людям так не терпелось сбросить с постаментов этих истуканов, дабы взирать на них сверху вниз. Действительно, с этологической точки зрения, акт низвержения памятника подсознательно воспринимается как унижение самого тирана. Мол, ага, я взираю на тебя сверху вниз, а, значит, ты уже нам больше не страшен, мы сильнее, наша взяла. По мнению В. Р. Дольника, недавняя компания разрушения большевистских памятников — своего рода лечебная процедура освобождения людей от въевшегося в их души страха перед недавно еще всесильной властью.

Однако, известно, что еще при крещении Руси более тысячи лет тому назад толпа, низвергавшая идолов Перуна, ликовала точно также как современные толпы, низвергавшие большевистских истуканов. Летописцы сообщают, что киевского Перуна, когда тащили в Днепр, били палками, а он-де «испускал тяжкое воздыхание». Новгородский же Перун, влекомый в Волхов, и вовсе, мол, вопил, протестовал, а как скинули его с мосту, запустил палкою в народ: «вот вам, новгородцы, в память мою оставляю» как залог грядущих смут. Не от тех ли лет поговорка: Взял боженьку за ноженьку да об пол головой!?

И в годины былых революций, нашей, а также французских — первой Великой и 1871 года — низвержение памятников тоже было в моде. Оно привлекало на площади громадные толпы бурно ликующих зрителей. Оказывали ли подобные зрелища хоть когда-то благотворное влияние на общественные нравы? Для нас, авторов этой книги, признаться, открытый вопрос.

Во всяком случае, нам самим довелось наблюдать как в Москве на Лубянской площади в ночь с 22 на 23 августа 1991 года несметные восторженные массы сперва силились сами сбросить с высокого постамента изваяние «Железного Феликса». Затем, когда это, наконец, удалось сделать с помощью мощного крана, кричали тысячеголосое «Ура!», аплодировали, пели и пританцовывали.

Не скроем: у нас, авторов, все происходившее в ту ночь, сразу же вызвало противоречивые чувства. Думалось: «Конечно, слава Богу, что дожили, свершилось. Но, увы, крушить памятники и переименовывать улицы — занятие у нас не новое и куда уж как проще, чем строить новую жизнь. Пожалуй, вскоре многие из сегодняшних низвергателей будут уже не прочь водрузить того же истукана на прежнее место».

К сожалению, ход дальнейших событий полностью подтвердил тогдашние опасения. Эйфория толпы недолговечна и почти всегда завершается полным разочарованием. Об этом будет особый разговор далее, в 9 и 10 главах.

Подведем итог. Технология авторитарной власти в цивилизованном обществе практически всегда включает в себя как обязательную составную часть применение изобразительных искусств и архитектуры, а ныне также средств массовой информации для создания у масс иллюзии, что данная власть всесильна и вездесуща, несокрушима и вечна.
 
НАЗАД ДАЛЕЕ В НАЧАЛО Содержание

Публикация материалов данного номера газеты разрешена бесплатно при наличии ссылки.

ОБМЕН ССЫЛКАМИ

Д.Рубен."Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить." Энциклопедия секса.

А.Любимов. "Секреты сексуальной техники Пьера Вудмана. Классический эротический массаж. Техника классического миньета".

mailto Facebook Twitter ВКонтакте mail.ru livejournal.com Blogger Ya.ru liveinternet.ru

 

Стр. 58.32 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования